Фридайв-круиз: что такое и зачем?!  

Фридайв-круизы с каждым годом всё популярнее. Я лично уже организовала несколько круизов для фридайверов на парусных яхтах. Меня попросили объяснить, в чём прелесть для ныряльщика в путешествии именно на яхте и чем такой круиз отличается от «стационарной» нырялки с берега.

Первый, и, пожалуй, ключевой момент: путешествие на яхте это постоянная смена дислокации. Вы вольны выбирать те места, которые вам нравятся, которые подходят, с точки зрения погодных условий, красоты окружающих ландшафтов и условий ныряния. Даже если у вас есть запланированный маршрут, всегда можно внести изменения в процессе. По большому счёту у вас есть только начальная и конечная точка путешествия, — и вот к ним-то вы привязаны конкретными датами и/или билетами, а остальное более-менее лабильно. Это-то и прекрасно! Нет ничего удобнее, чем лодка, чтобы добраться до труднодоступных сайтов для ныряния, например, многочисленных средиземноморских островов. Вам не нужно бронировать гостиницы, ждать паромов, трансферов и прочего — это даёт восхитительное чувство свободы. Это возможность побывать в необыкновенно красивых, зачастую почти недоступных (а иногда просто неизвестных) для массового туризма местах. Например, высадиться на живописном безлюдном пляже необитаемого острова или уютной марине маленького греческого городка.

Однако, чтобы путешествие стало незабываемым лишь в лучшем смысле этого слова, нужно понимать специфику плавания на яхте и ныряния в этих условиях. А потому об этом поподробнее.

_DSC3438-qpr.jpg

Отличие фридайв-круиза по сравнению с обычным, нефридайверским, в том, что приоритетом путешествия является возможность ежедневных погружений на необходимые участникам глубины. При составлении маршрута необходимо учитывать тот факт, что процесс ныряния (с учётом подготовки к нему), как правило, растягивается и занимает не меньше 2 часов. И капитан яхты должен это хорошо понимать. Как показывает практика, фридайверы в массе своей существа неторопливые и прыгать в воду, а уж, тем более, вылезать из неё под удары склянок не любят. Оптимальный вариант – когда капитан сам имеет опыт фридайвинга, либо уже имеет достаточный опыт общения с фридайверами и понимает нашу специфику.

Выбор места ныряния — это важно. Когда нырялку организуют с берега, основная сложность — найти нужную глубину. Глубины свыше 30 и тем более 40 метров в непосредственной близости от берега найти, как правило, непросто. На первый взгляд, может показаться, что фридайв-круиз на яхте такой проблемы не имеет: отошёл подальше от берега и ныряй. Но не всё так просто. И для организации безопасного ныряния нужно понимать особенности ныряния с лодки. Просто ткнуть пальцем на карту глубин и выбрать точку с заявленной и желанной не получится. Оптимальный вариант – это, конечно же, ныряние в хорошо знакомом месте с известной глубиной и рельефом дна, при условии, что судно фиксировано на якоре или стационарном буе в бухте. Фридайверский буй должен крепиться близко к корме лодки (это убережёт ныряющих от движения водного транспорта). Если вы бросаете якорь, нужно понимать, что длина якорной цепи ограничена, и глубина, на которой можно надёжно заякориться, ориентировочно определяется как длина цепи, разделённая на три. То есть для того, чтобы безопасно стоять на 50 метрах, необходимо сбросить 150 метров цепи.
В случае больших глубин возможен вариант ныряния с судна, находящегося в дрейфе, но здесь нужно учитывать следующие нюансы.

  • Во-первых, глубина на протяжении всего дрейфа должна быть достаточной для того, чтобы вы не «сели» своим донным грузом на дно и не впилились в него головой.
  • Во-вторых, вне закрытых бухт вероятность течений и их мощность существенно возрастают. Особую опасность представляют подводные течения, весьма коварные даже в некоторых частях Средиземного моря, не говоря уже об океанах и подводных реках в проливах меж тропических островов. Мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда при отсутствии течения выброшенный на 50 метров длины трос «вставал» под углом 45 градусов, а при подъёме до 20 метров выравнивался практически до вертикали, что свидетельствовало о мощном подводном течении. Нырять в таких условиях, конечно же, недопустимо. Но даже если вы не наблюдаете никаких явных течений, наличие линьярда обязательно даже при нырянии на небольшие глубины!
  • В-третьих, даже при отсутствии течений и в штиль водные массы огибают дрейфующую лодку и создают некоторое течение, слегка оттягивая ныряльщика от закреплённого с кормы троса на первых 10 метрах глубины. Для опытных фридайверов это не представляет серьёзной проблемы, а вот для новичков может послужить причиной дискомфорта, особенно в сочетании с отсутствием видимого дна. Для них, конечно же, необходимо выбирать более комфортные условия ныряния: отсутствие течений, наличие берега рядом и дна в пределах видимости.
67077921_2069396093363145_4807139371499126784_n.jpg

С поисками глубины разобрались. Перейдём теперь к некоторым бытовым нюансам. Самым частым страхом, препятствующим путешествиям на яхте, является слабость вестибулярного аппарата. Многие боятся, что их укачает и путешествие превратится из приятного отдыха в тошнотворный ужас. Сразу хочу подчеркнуть, что есть два важных момента:
  • Первый – в какой акватории вы планируете круиз. Будет ли маршрут проходить в закрытой акватории между островами или вас ждут переходы в открытом море? Даже в рамках одного внутреннего моря, например, Ионического, разница может быть очень существенной. Эти вопросы необходимо задавать капитану яхты, на которой вы планируете путешествовать. Опытный капитан старается составить программу так, чтобы за первые пару дней всех пассажиров мягко «прикачало», то есть произошла адаптация, в условиях минимальной качки.
  • Второй важный вопрос для тех, кого сильно укачивает – готовы ли вы предварительно поработать со своим вестибулярным аппаратом? Существуют упражнения, эффективно тренирующие вестибулярную систему. Если вы хотите ходить в море, но боитесь морской болезни, попробуйте заранее потренироваться на суше. Возможно, это прозвучит забавно, но отличным способом тренировки, как выяснилось, является пилон, и даже вращение на офисном стуле тренирует вестибулярный аппарат. Ну а для ленивых давно изобрели простое и довольно эффективное решение проблемы — таблетки от укачивания.
Итак, вы убедились, что капитан яхты понимает нужды фридайверов, вникли в анонсируемый маршрут путешествия, запаслись линьярдом и таблетками от морской болезни. Отправляемся в круиз?

_DSC3572-qpr.jpg

Стоп-стоп, ещё пару слов о том, что стоит взять с собой на яхту. Первое и главное правило путешествующих на яхте: вещей должно быть мало! Только необходимое, но это необходимое должно быть обязательно!

Итак, что с собой взять, помимо фридайверского снаряжения и очевидных бытовых вещей (одежды, зубной пасты и т. д.):
  • Защита от солнца: очки (и желательно с фактором не меньше 3); солнцезащитные кремы с разным SPF (включая максимальный или только его, если загорать не собираетесь); защита головы (например, бандана).
  • Защита от ветра: для фридайверов, в первую очередь, защита ушей в виде шапок-дахабок, бафов, бандан и т. д.; защита шеи (шарф, баф, высокий ворот); непродуваемая куртка.
  • Специальная обувь для хождения на борту (на палубе ходят босиком или в специальной обуви с мягкой белой подошвой).
_DSC4275-qpr.jpg

Чего с собой брать НЕ надо:
  • Шляпы и любые нефиксируемые на голове приборы (сдувает);
  • Обувь на каблуке: на борту запрещена (см. выше), а познавать окружающее пространство при высадке на берег удобнее в комфортной обуви (трекинговые сандалии или кроссовки);
  • 7 вечерних платьев: вариант мамы дяди Фёдора не работает, место в каютах ограничено, хранить их негде, а актуальность невелика.
Если вы романтик, и знаете, что спать на палубе под звёздным небом намного интереснее, чем в тёплой уютной каюте на белоснежных простынях, возьмите с собой лёгкий спальный мешок. Спать в нём будет намного удобнее, чем под одеялом, и утренняя роса не заставит вас проснуться раньше времени.

Как известно, грамотная подготовка — полдела сделано.
Готовьтесь к путешествию на яхте с умом и удачных вам путешествий!

Ольга Давыдова

Отправиться во фридайв-круиз с автором статьи, мастер-инструктором по фридайвингу, йога-терапевтом Ольгой Давыдовой можно уже в октябре 2019 года. Это будет путешествие по греческим островам Додеканес – яркий пример того, насколько интересным и разнообразным может быть круиз на яхте! В программе – глубинные тренировки по фридайвингу, практика йоги, подъём на действующий вулкан о. Нисирос, фандайвинг в подводных пещерах, ныряние со свободными дельфинами и многое другое! Группа активно набирается, количество мест ограничено вместимостью яхты, так что не упустите свой шанс! Записаться и узнать подробности вы можете по адресу olgitta@inbox.ru или телефону +7-926-267-54-56.